Новости ММИФ

Вопросы организации целевого обучения студентов обсудили на заседании круглого стола в МКПП(р)

2024-06-13 12:17
В обсуждении приняли участие представители Правительства Москвы, руководители и представители образовательных организаций и учреждений высшего и среднего профессионального образования, работодателей и предприятий города Москвы.
Открывая встречу, заместитель Председателя МКПП(р) Савин А.А. подчеркнул важность рассматриваемой темы и необходимость выстраивания эффективной совместной работы законодателей, исполнительной власти, местного самоуправления, образовательных организаций и отраслевых предприятий Москвы в части организации эффективной системы целевого обучения студентов как основы кадрового обеспечения экономики и социальной сферы региона. А основной задачей предложил считать адаптацию потребности предприятий и возможностей учебных учреждений. Особенно это актуально в рамках предстоящего XII ММИФ.

В своем выступлении директор КИПФИН Демкина Надежда Ибрагимовна, подчеркнула, что обсуждение насущных вопросов, связанных с целевым обучением, в формате круглого стола, имеет особое значение в связи с вступлением в силу новых норм федерального законодательства, которые закрепляют в законе об образовании изменения в механизме приема на целевое обучение в вузах и колледжах.

В частности, с 1 мая 2024 года в России на портале «Работа в России» создается единая база заказчиков целевого обучения. Список потенциальных работодателей будет создан. При этом абитуриент сможет подписать только один договор с одним заказчиком и для одного вуза. В договоре будут прописаны как обязательства заказчика такого обучения — меры поддержки студента в период обучения, предоставление жилья, последующее трудоустройство, — так и обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении.

Все заявки на целевое обучение будут носить публичный характер. Каждый поступающий сможет найти сведения о мерах поддержки в период обучения и социальных гарантиях, выплатах при осуществлении трудовой деятельности, а также о работодателе, с которым впоследствии после зачисления в вуз будет заключен трудовой договор. При этом, будет установлен максимальный срок отработки выпускника на заказчика – не менее пяти лет.
Как сообщила директор колледжа КИПФИН Демкина Н.И., заказчикам целевого обучения планируется дать время до 10 июня для размещения заявок на портале «Работа в России». До 20 июня абитуриенты смогут откликнуться на заявки работодателей. Это можно будет сделать как на портале «Работа в России», так и письменно.

Об особенностях корпоративных программ профориентации и целевого обучения рассказала и поделилась опытом кандидат педагогических наук, сертифицированный коуч ICF, член Сообщества практикующих профориентологов Щигирева Ольга Юрьевна. Она отметила, что порядок, условия и последствия заключения договора о целевом обучении абитуриенты и их родители представляют плохо. Это должно стать направлением работы работодателей:

Даже федеральный проект не может закрыть все потребности в кадрах, и поэтому очень важно, чтобы как раз работодатели организовывали корпоративные программы профориентации для того, чтобы привлечь подростков, будущих абитуриентов, студентов к тому, чтобы они, пройдя обучение по целевому договору, потом пришли работать к ним.

Важно обеспечить эффективную реализации закона в Москве, для этого необходимо активизировать информационную, профориентационную, организационную и методическую деятельность, основанную на плотном и постоянном взаимодействии с МКПП(р) в рамках подписанного Плана взаимодействия, межведомственном взаимодействии, отметил заместитель директора ГАОУ ДПО МЦРПО Куликов Михаил Борисович.

Уже неоднократно обсуждалась тема, связанная с целевой подготовкой студентов, кадровым обеспечением отраслей экономики и социальной сферы, отдельно останавливались на подготовке кадров по конкретным направлениям: для высокотехнологичных производств, медицины, педагогических кадров, и так далее. Сейчас видно, как меняются содержание этой работы и законодательство, и надо оперативно перестраивать работу, чтобы разъяснить нововведения, информировать и стимулировать родителей, абитуриентов и потенциальных работодателей. Сегодня важно оперативно включиться в новую систему, выявить сложности, которые могут возникнуть.

Генеральный директор Информационной Образовательной Системы РОСТ Балабкин Олесь Олегович акцентировал внимание на том, что целевое обучение студентов - одна из наиболее эффективных практик по привлечению и закреплению квалифицированных кадров на предприятиях и в организациях региона. Были рассмотрены опыт и предложены механизмы привлечения целевых школьников в рамках построения траектории "Школа - ССУЗ/ВУЗ – Предприятие».

Студент получает возможность учиться бесплатно и получать меры социальной поддержки, и впоследствии – место работы, а работодатель готовит для себя квалифицированного специалиста. Вопросы ранней инженерной профориентации как основы кадрового обеспечения актуальны сегодня практически для всех отраслей, подчеркнула в своем выступлении Анисимова Галина Анатольевна, руководитель Группы реализации проекта ГРП «Инженерные проекты будущего» ОЦДС БРИК, поэтому они должны постоянно быть в зоне особого внимания органов государственной власти.

Доцент РАНХиГС Майоров Сергей Владимирович сообщил, что сегодня в свете поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию целевое обучение студентов рассматривается как один из важных инструментов создания условий для перехода на плановую экономику. В этой связи значимым условием для организации эффективной работы является перспективное прогнозирование потребности в кадрах, которое бы соответствовало запросу предприятий, организаций, учитывало перспективы развития экономики и социальной сферы и изменения рынка труда. Ещё одна ключевая задача – сохранить кадры на местах, чтобы выпускники вузов и ссузов оставались работать в г. Москве.

В ходе заседания круглого стола обсудили вопросы организации целевого приёма в отраслевых вузах, руководители и представители учебных заведений и работодатели поделились своей практикой работы, обозначили вопросы, которые требуют внимания, высказали свои предложения, направленные на повышение результативности целевого обучения.

В их числе – проведение информационно-разъяснительной работы с населением, образовательными организациями, предприятиями, усиление профориентационной деятельности, вовлечение в механизм целевого обучения органов местного самоуправления и органов государственной власти в качестве региональных или отраслевых операторов, усиление мер материальной и социальной поддержки студентов вузов, обучающимся по договорам о целевом обучении, о поддержке школьников, проявлявших интерес к той или иной специальности, и стимулирования их к целевому обучению.

Свои риски есть у работодателя: чтобы вложить деньги в человека, который придет через несколько лет, он должен иметь возможность планировать. А если по каким-то причинам студент не доходит до рабочего места, ситуация становится сложной даже с учетом возврата потраченных средств. Риски работодателя, финансово ответственного участника этих договоренностей, самые высокие.

Проще всего вузу, но и он тоже в двойственном положении: с одной стороны, отношение к студенту должно быть таким же, как ко всем остальным; с другой стороны, отчисление приведет к тому, что кто-то должен платить неустойку за обучение. Определенное давление вузы испытывают.

Более низкий уровень студентов-целевиков подтверждает статистика: в прошлом году средний балл принятых на очную форму обучения на бюджетную форму составил 71,1, а средний балл зачисленных на целевое обучение — 66,96. На эти места нередко зачисляются студенты с очень низкими результатами — де-факто «круглые троечники» принимались даже на сложные IT-направления. При этом возможности оказать влияние на качество абитуриентов в рамках целевой квоты у вузов нет.

rekomendatsii-_kr.st.6.06.24g.pdf