Новости ММИФ

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И XIII МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ИНЖЕНЕРНОГО ФОРУМА

В рамках Пленарного заседания участниками были подняты актуальные проблемы развития промышленности, инноваций, малого бизнеса и их вклад в обороноспособность страны.

Современный уровень развития Вооруженных сил зависит не только от высокотехнологичных систем и оборудования, но и не мыслим без наличия высококвалифицированных инженерных кадров. Технологические инновации в области военного дела способствуют прогрессу в науке и технике в целом. Исследования и разработки в сфере вооружений приводят к созданию новых технологий, которые затем широко применяются в гражданской сфере.

Развитие инженерного потенциала очень важно для технологического развития страны. Использование современных технологий может дать импульс для развития промышленности.

С учетом важности подготовки квалифицированных инженерных кадров необходимо в традиционные образовательные программы включать обучение современным технологиям, таким как квантовые технологии и искусственный интеллект. Образовательные программы подготовки инженерных кадров необходимо привести в соответствие с современным развитием технологий.

Отдельное внимание необходимо уделить локализации базовых и критических технологий. Необходимо провести работу не только над созданием аналогов, а создать собственные, усовершенствованные продукты.

В настоящее время российским предприятиям, несмотря на инвестиции в создание новой продукции, тяжело выйти на рынок, поскольку потребители предпочитают импортные аналоги, даже если они менее качественные.

Необходимо создать условия для выхода на рынок российской наукоемкой высокотехнологичной продукции. Необходимо создать спрос на такую продукцию – создание дополнительных стимулов для потребителей и защитных мер для внутреннего рынка.

Для формирования конкурентоспособной структуры промышленности необходимо уделять внимание научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (далее – НИОКР). Существующие меры поддержки НИОКР в настоящее время не дают в полном объеме поддерживать новые разработки.

Необходимо проработать вопросы коммерциализации НИОКР и в целом результатов интеллектуальной деятельности.

Разработать схему взаимодействия между конечным потребителем результатов НИОКР (производственные предприятия) и разработчиком (высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты), где в роли заказчика выступает государство и разработка ведется на контрактной основе за счет средств федерального и регионального бюджетов.

В настоящее время ведется обсуждение с Федеральной антимонопольной службой и Роспатентом необходимости распространения антимонопольного регулирования на обладателей патентов.

Важно проработать механизмы регистрации и защиты интеллектуальных прав. Внедрение мер антимонопольного регулирования для объектов интеллектуальной собственности позволит снизить вложения в развитие интеллектуальной деятельности и увеличить количество проектов.

При подготовке инженерных кадров важно начинать подготовку со школы. В настоящее время даже в профильных инженерных классах существует проблема преподавания физики.

Необходимо внедрить в обучение на всех ступенях образования успешные практики преподавания ключевых предметов для будущих инженеров. Например, в проекте Передовых инженерных школ существуют примеры успешных схем и проектов обучения. Необходимо тиражировать успешные образовательные идеи.

Важно привлекать в систему образования и индустриальных партнеров – подготовка будущего специалиста через его вовлеченность в процесс производства качественно повысит уровень знаний будущего выпускника. Индустриальный партнер может стать инвестором, позволяющим начать новые производственные процессы.

Соответственно необходимо четко сформулировать запросы работодателей через профессиональные стандарты и требования к квалификации, компетенции будущих специалистов и транслировать их в образовательные стандарты, в программы подготовки, а также определить сроки подготовки по различным специальностям, чтобы не затягивать процесс подготовки специалистов.

Важно при определении собственника производства смотреть на эффективность менеджмента.

Необходимо возобновить в индивидуальном для наиболее востребованных отраслей и направлений практику применения мер поддержки, аналогичным ковидному период: отсрочка по налогам, страховым взносам и иные.

Рассмотреть возможность выделения госкорпорациям (Роскосмос, Ростех, Росатом) льготных целевых кредитов на оплату просроченной задолженности предприятий ОПК, входящих в контур госкорпораций.

Предусмотреть механизм для соблюдения договорных обязательств в части авансирования оплаты работ госзаказчиками, чтобы предупредить проблему оплаты контрактов, в том числе для включения предприятий малого и среднего бизнеса в процесс выполнения гособоронзаказа.

Предприятия ОПК традиционно рассматриваются как двигатели технологического развития и роста экономики. К тому же они являются социально ответственными предприятиям. Однако для участия в премии «Лидер ответственного бизнеса» предприятия ОПК не готовы предоставлять информацию о своих социальных проектах (программы подготовки кадров, программы сохранения здоровья сотрудников, обеспечение жильем и т.п.).

Необходимо проработать вопрос разработки методологии по поощрению социально-ответственных предприятий ОПК, учитывая их специфику по открытию информации о своей деятельности.

В настоящее время существует проблема несоответствия плановых и реальных затрат производителей гособоронзаказа, а также снижение стоимости гособоронзаказа по сравнению с теми издержками, которые несут предприятия. Предприятия, производящие продукцию для армии, в результате не только не увеличивают свою прибыль, но и стремятся к банкротству.

Кроме того, приемку продукции по гособоронзаказу раньше осуществляли инженеры, которые обладали соответствующим образованием и могли оценить качество выпускаемой продукции. В настоящее время приемка осуществляется экономистами, которые оценивают только распределение поступивших средств и их использование. Учитывая, что в текущей ситуации затраты на производство изделий в том числе военного назначения выросли по сравнению с периодом до начала СВО, необходимо учитывать это в цене товара, а соответственно и в оплате госзаказа.

Военная приемка должна осуществляться комплексной комиссией, в состав которой должны входить военные инженеры и военные финансисты-экономисты. Поскольку невозможно принимать сложную инженерную продукцию, которая идёт на нужды армии, без инженерных знаний.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 августа 2025 года № 551 определены особенности осуществления закупок вещевого имущества для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с этим указом должна быть высокая доля локализации продукции. Кроме того, в соответствии с иными законами и подзаконными актами определены критерии, которые дают производителю возможность реализовывать свою продукцию, удовлетворяя все требования национального режима и получая все преимущества при реализации локализованной продукции.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса вовремя успели увеличить свой уровень локализации и улучшить свое производство. Статус российской промышленной продукции дает доступ к гособоронзаказу, к налоговым льготам, льготным займам Фонда развития промышленности и дополнительные преимущества. Таким образом данный статус дает гарантию высокого спроса на продукцию и к этому статусу необходимо стремиться всем производителям.

Локализация невозможна без подготовленных кадров. Подготовка ведется и в ВУЗах и в учреждениях СПО. Благодаря программам, таким как Передовые инженерные школы, готовятся кадры для промышленности, обладающими после завершения обучения нужными на производстве компетенциями.

Легкая промышленность – второй рынок после пищевой промышленности. В настоящее время развивается в части создания новой спецодежды (невидимая в красных лучах) и разработке новых материалов и в целом средств защиты.

Для того, чтобы реализовывать задачи по использованию в легкой промышленности отечественного сырья необходимо развивать отечественные технологии, в частности необходимо развивать нефтехимию – как основу для всех отраслей промышленности. Очень важно сделать упор на производство сырья, так как без собственного сырья невозможно говорить об обороноспособности.

Союзлегпром совместно с Высшей Школой Экономики разработал «Стратегию развития текстильной и швейной промышленности Российской Федерации до 2035 года». Меры опережающего развития отрасли включают создание и развитие наиболее перспективных технологических направлений, предполагающих более фундаментальное решение проблемы самостоятельного сырьевого обеспечения (в первую очередь сырьем химического происхождения);

С целью поддержки предприятий ОПК предлагается рассмотреть возможность внедрения ОПК ипотеки по аналогии с IT ипотекой.

Учитывая важность подготовки инженерных кадров образовательные организации решают 3 задачи:

- фокусировка на необходимых областях, по которым нужно готовить специалистов. Данная задача может быть решена совмещением обучения с практикой. Так, например, выгодно размещать учебные заведения рядом с промышленными предприятиями, что расширит возможности для практического применения студентами полученных знаний;

- формирование коллектива научно-педагогических работников, которые могут решать задачи, необходимые для обеспечения технологического лидерства. Благодаря проекту Передовых инженерных школ позволяют привлекать опытных педагогов и наставников к обучению студентов;

- организация стабильного потока способной, подготовленной и заинтересованной в получении инженерного образования молодежи. Идеальным решением может стать открытие в каждой школе инженерного класса.

Цифровая трансформация в производстве гражданской продукции идет на опережение и повышает в целом стратегическую конкурентоспособность предприятий всех отраслей. Цифровая трансформация – это и ускорение подготовки новой продукции и вывод продукции на рынок, это повышение качества продукции, а также снижение издержек. Индустрия 4.0 – это цель, к которой необходимо стремиться. Многие эксперты утверждают, что отечественная промышленность в данный момент ещё не достигла этих целей из-за недостатков нормативно-технического регулирования, а конкретно национальных стандартов.

Предприятия ОПК запаздывают по интересу к передовым разработкам. Даже если на базе учебных заведений разработано новое оборудование, современное и готовое к использованию, предприятия не всегда готовы брать его на вооружение.

Важно отметить, что в части образования надо сохранять экспорт образования с дружественными странами. Например, открывать филиалы учебных заведений.

С целью формирования целевого заказа на подготовку специалистов для предприятий промышленности Москвы важно реализовать продуктивное взаимодействие колледжей Москвы (Лига колледжей при ВУЗах) и МКПП(р).

Внедрение практики московских организаций дополнительного образования, специализирующихся на обучении учеников начальной школы азам робототехники, может позволить в последствие привлечь больше желающих изучать инженерные специальности в инженерных классах.

Заместитель

Председателя МКПП(р) А.А.Савин
Made on
Tilda